Катя Бастрыкина
33 года, ДЦП с интеллектуальными особенностями

«Девочка, которая рисует душой»

– Катя, кто рядом с тобой?
– Бог. Мама. Небо. Батюшка. Храм.

На самом деле рядом с Катей много добрых людей – мама, папа, родственники, друзья, прихожане, храм, настоятель... И на первом месте – Бог. Буду откровенна. Я совершенно по-другому представляла Катю: даже мысли такой не было, что у нее есть интеллектуальные особенности. Когда я увидела её, осознала, что при всех своих особенностях девушка пишет в вайбере, рисует картины, ходит самостоятельно в храм – что она все это делает сама, у меня совершенно по-другому всё перевернулось в голове. Понимаете, я еще больше поняла ее уникальность. Когда я ближе познакомилась с Екатериной, я осознала, что, во-первых, это огромный труд ее мамы, во-вторых, что это действительно чудо. Понимать и раскрывать нашу героиню Екатерину Бастрикину помогает ее мама Наталья. Катя в это время поглощена рисованием, лишь изредка включаясь в разговор.
– Есть разные повреждения мозга. Мы занимались с Божьей помощью очень-очень много, и реабилитацией, и иппотерапией, ходили в бассейны – чего только не было! Катю надо было не как хрустальную куколку воспитывать, а в более спартанском стиле.
– А что Катя умеет делать сама? Вот вы уходите на работу, она остается дома одна, как она себя может обслужить?
– Сейчас дочка может полностью себя обслужить. Внешне она очень адаптирована. Она ходит на почту получать пенсию: берет талон, расписывается, получает деньги. В магазине справляется, память прекраснейшая: один раз достаточно сказать, что надо купить. Замечательная ориентация в окружающем мире, в пространстве у нее лучше адаптация, чем у меня. В метро я всегда теряюсь, а если Катюшка один раз побыла, уже надо слушать Катюшку.
– Катя может сама приехать, прийти в храм?
– Она самостоятельно ездит в храм «Всех скорбящих Радость», в свечную мастерскую.
– Катя, ты любишь Божий дом?
– Да.
– А как Катя училась?
На надомном обучении в основном. Сначала в школе в Чижовке учились, лет с 5-ти мы ездили во всякие центры, потом пошли в школу вспомогательную, год-полтора отучились. Ездить было далеко, да и как-то понимала, что не совсем то, что нужно. Потом учительница из детского сада, Тамара Георгиевна, уходила на пенсию, она научила Катю писать, это было настоящее чудо.

Катя с мамой живут по церковному календарю, знают о праздниках, знаковых днях. На каждый праздник Катя рисует свою картину и отправляет знакомым и друзьям. Поздравляет с днями рождения, днями ангелов либо сочувствует и выражает соболезнование… Катя, как говорит мама, живет интересами всех людей, оставляя себя где-то на втором плане. Порой в течение всего дня переживая состояние радости или скорби других людей.
– Когда мы пришли к вере, Кате было уже лет 10-11, и тут происходит так, что она меня вела. Помню такой момент: по телевидению или по радио идет православная передача, если кто-то переключал вдруг, она кричала: «это мамина, мамина передача, мамина!». Был период семейных проблем, очень сильные переживания, стресс большой, я старалась не показывать дочери, но, вместе с тем, она – барометр, она все чувствовала. Икону приносит мне: «целуй, целуй Богородицу!». Евангелие приносит: «читай, читай!» Я не знаю, такие тонкие моменты: и сразу она шла, утешала. Как это она только выдерживала?!
Катя негатив не переносит. Я раньше не понимала до конца ее. Вот уходила на работу, она оставалась одна. Иногда она что-то не слушала, не выполняла, я говорила: «Катя, я недовольна твоим поведением». Закрывала дверь и уходила. И в каком состоянии я ушла, в таком состоянии и находила ее после работы. Дискомфорт и отрицательные эмоции – это не для нее…
– Катя очень чуткая… Знаете, как я вас нашла? Мне посоветовали вас, сказали: есть девочка, которая рисует душой. Так, наверное, многие считают. А как вы открыли в ней этот талант?
– Когда было надомное обучение и когда мы ходили в сады, что-то ж они там рисовали. Потом, когда Катюша начала оставаться дома одна, я уходила на работу и должна была дать ей задание, что сделать. Сначала просила собрать пазлы – штук 200-300 рассыпала. Потом начала ей рисовать квадраты, чтобы она разрисовала их хотя бы цветами. Конкретного чего-то не получалось, а общее что-то.
– У нее общее сочетание цветов очень хорошее.
– Садились и вместе рисовать. Смотрю: Катя, мазючка красивая, нарисуй еще! Ой, как красиво, поставлю, смотрю – праздник для души. Когда заметила в рисунках карандашами гармонию, игру цветов стали ходить в изостудию «ПАЛИТРА», там освоили краски. Галина Геннадьевна, руководитель, талантливый педагог, помогла раскрыться таланту дочери.

Потом мольберт Катюшке купили. Когда вайбер появился, нарисовать для людей просила, отправить. И все восхищаются, и всем хорошо! Люди хранят фото картинок, говорят что-то хорошее. Отзывы положительные пошли. И потом гармоничнее стали рисунки, под какое-то событие просила нарисовать – получается картина, все стали отмечать что-то такое неординарное. Я говорю, «мазючки, мазючки», а мне говорят: «нет, ты так не говори, у нее чистая душа, она душой рисует».
Не сразу и мама приняла диагноз свой дочки. Но признается, когда приняла: «Всё, я принимаю. Это мой ребенок!», тогда и началась вся эта история с ростом и развитием девочки так, как вы с ней и познакомились. С тонким прикосновением души и наполнением впоследствии жизни смыслом – помогать и дарить радость людям.
– О чем вы мечтаете, девочки?
– Когда Катя маленькая была, мне задавали такой вопрос, вспоминаю, я писала, чтобы дочка очень доброй была, отзывчивой, помогала людям. И Бог услышал. Сейчас она такая и есть. Когда проблема у человека, она так тонко это чувствует, подойдет, погладит человека и благословит.
А сейчас мы просто благодарим за всё Бога. За всё, за всё.

Photograph: @s.franz_photo
Наши цели

Содействие в социализации, адаптации, интеграции семей, имеющих детей с инвалидностью, в общество

Оказание социальной, психологической, педагогической, юридической, бытовой, информационной и иной необходимой помощи семьям

Создание благоприятных условий для развития личности и творческого потенциала

Формирование у людей с повышенными потребностям и их семей навыков самопомощи и взаимопомощи

Сокращение барьера между обществом и людьми с инвалидностью
Снижать социальную изоляцию и озвучивать истинные потребности людей с инвалидностью
Благодаря вашей финансовой поддержке мы можем разрабатывать и реализовывать больше проектов, делать их масштабнее и помогать большему количеству людей повышать качество жизни несмотря на неизлечимые заболевания
Сделать пожертвование
Made on
Tilda