О проекте
Многие знакомы с чувством неловкости, возникающим, когда не знаешь, что сказать в определённой ситуации. Это случается, когда сталкиваешься с чем-то непривычным, удивительным или даже шокирующим. Например, те, кто впервые видит людей с физическими или психическими особенностями, боятся сказать «что-нибудь не так». Неуверенность испытывают и работодатели, когда берут человека с инвалидностью на работу.
В проекте «Общение без барьеров» наши спикеры расскажут, что общаться с такими людьми не сложно и не страшно. Они поделятся реальным опытом, подчеркнув особенности и сложности, которые могут возникать при найме человека с особыми потребностями.
Открываем общение без барьеров в:
Узнать больше
︾︾︾
Не навязывайте помощь
Если вы увидели человека с инвалидностью, не думайте, что ему необходима ваша помощь. Взрослые люди с инвалидностью, в большинстве своем, полноценные, самостоятельные члены общества, поэтому и относиться к ним нужно соответствующе. Помогайте только в том случае, если человек очевидно нуждается в помощи или сам просит об этом. В любом случае, спросите, как и чем ему помочь, прежде чем действовать
Не прикасайтесь без надобности
Избегайте касания не только тела, но и коляски, скутера или трости. Люди с инвалидностью считают свои реабилитационные средства частью себя. Поэтому часто касание к коляске воспринимается как прикосновение к руке или ноге. А опора на ручку кресла, ощущается так, как будто кто-то оперся на плечо
Не присаживайтесь на корточки/колени при общении, не спросив об этом.
Считается, что при разговоре нужно общаться на уровне, поэтому многие люди инстинктивно присаживаются перед человеком, сидящем в кресле. Однако это может быть воспринято как жалость. Прежде чем что-либо предпринимать спросите, как ему будет комфортно
Не говорите в третьем лице
Эта форма общения крайне унизительна для любого человека. Так мы заставляем его почувствовать свою неполноценность. Поэтому всегда обращайтесь непосредственно к человеку с инвалидностью, а не к его сопровождающему или помощнику
Не умничайте, а интересуйтесь
При встречах с особенными людьми некоторые говорят: «Ты обязательно будешь ходить», «У тебя все будет хорошо», «Это ничего, что ты инвалид», «Главное, никогда не сдавайся, и ты поправишься». Такие реплики не поддержат, а только расстроят собеседника. Человеку с неизлечимым заболеванием, будет неприятно слышать о выздоровлении, так он чувствует, что его не понимают. Если вам действительно интересно состояние его здоровья, лучше аккуратно спросите
Не стройте иллюзий
Люди с инвалидностью ничем не лучше и не хуже остальных: они могут быть агрессивными или спокойными; употребляющими алкоголь и курящими или ведущими здоровый образ жизни; могут иметь друзей или быть одинокими; женатыми, замужними или разведенными; с детьми или без; работающими или живущими на пенсию, творческими или посредственными; сильными или слабыми
Не говорите категориями
Избегайте устаревших терминов и ограничивающих возможности слов, типа «инвалид», «калека», «умственно отсталый», «жертва», «страдающий», «несчастный». Говоря категориями, вы стигматизируете человека, заставляете его чувствовать себя ущербным, другим, не таким как все. Относя его к какому-то классу, вы автоматически исключаете его из общества «здоровых» людей
Не считайте их другими
Ходите ли вы своими ногами, передвигаетесь на коляске, костыле или других приспособлениях – это не имеет никакого значения. Ведь чувствуют все одинаково, а значит, и беспокоят нас одни и те же вещи. Кто-то страдает от неразделенной любви и одиночества, кто-то от непринятия в коллективе, кто-то оттого, что не чувствует себя нужным или не может найти работу. Конечно, есть часть проблем, которые становятся более острыми, когда есть какие-то ограничения: физические или когнитивные. Но в целом, радуемся или страдаем мы от одних и тех же вещей