Полина Литвинович
18 лет, недоразвитие верхних и нижних конечностей, дисплазия тазобедренных суставов
«Горе от ума»
Когда мы познакомились с Полиной, ей было всего 17. У неё нет правой руки и ноги выше колена, на левой руке имеется два пальца. Она учится в школе, прекрасно рисует и любит читать. Это человек, с которым можно говорить о многих вещах: об ощущении свободы, о книгах и их возможности переместить нас в любой из миров, о темах, связанных с будущим, и о проблемах безбарьерной среды.

Полина воспитывается в приёмной семье, так как в совсем юном возрасте её отдали в дом малютки. Сейчас девушка живёт со своими приемными родителями – Еленой и Георгием.

— Я поддерживаю связь со своей биологической семьёй, если так можно выразиться, — шутя рассказывает девушка. —У меня есть два младших брата, один постарше, другой помладше. Старшему 15, он как раз планирует приехать погостить. На самом деле это непростая тема, потому что желание общаться с роднёй в большей степени исходит с моей стороны, хотя спустя столько лет ситуация в разы улучшилась. Наверное, у меня есть какая-то потребность знать о своей родне и о своих корнях. Я сейчас активно стараюсь наладить контакт со своим братом. Именно со старшим, потому что это мой родной брат. Младший брат – сводный, от второго брака, он ещё маленький, но всё ещё впереди.

– А с биологической мамой общаешься?

–Общаюсь не часто, но стараюсь поддерживать связь. Она тяжело идёт на контакт, видимо, из-за чувства вины. Хотя наши отношения значительно улучшились. Прошло много времени, и обиды отошли на второй план, у каждой из нас своя жизнь, что значительно облегчает нашу коммуникацию.

Полина учится в школе, и на носу у неё выпускные экзамены. Как и у всех подростков, у девушки присутствуют переживания по поводу поступления и небольшое волнение перед её первыми экзаменами.

– Я хожу в школу, но временами бывает непросто. Сколько я учусь, столько я и пытаюсь отстаивать своё право на более-менее комфортную учёбу. У нас, на самом деле, не самые ужасные условия для ребят с инвалидностью. И хороший пандус при школе есть, и даже подъёмник какой-никакой имеется. Но вот реализация полноценного инклюзивного пространства для учёбы, конечно, хромает. Хотя школа и любит хвастаться словом "инклюзия", но чаще всего всё сводится к показу ребят на всяческих творческих конкурсах, а дальше уже "инклюзию" приходится зубами вырывать у администрации.

— Как к тебе относятся твои одноклассники и учителя?

— По-разному, но, в общем, я лажу с коллективом и учителями, хотя бывают и недопонимания. Часто многим очень сложно воспринимать людей с инвалидностью. Одно время мне приходилось доказывать людям, что я не прям совсем дурочка. Частенько вижу, что у многих нет понятия, кто такие люди с инвалидностью, что им нравится, что им не нравится, как с ними разговаривать, как с ними себя вести. Это огромная проблема. В школе я часто слышу в свой адрес от маленьких детей «Кукла!», «Безрукая», «Безногая» и т.д. Меня не обходят стороной и косые взгляды, хотя к этому я уже привыкла, почти их не замечаю. У меня вместо ноги протез, из-за чего походка не совсем естественная, и нет правой руки, что и притягивает заинтересованные взгляды. В моей школе учится много ребят с инвалидностью и, конечно, такое поведение недопустимо. А всё из-за банальной неосведомленности. Я часто предлагала провести открытые уроки на эту тему, чтобы дети смогли задать все интересующие их вопросы. Мне только отвечали: «Да-да, мы подумаем над эти вопросом». Я надеюсь, со временем эту проблему решат.

– Слишком много думаешь, Полина?
– Да. Приходится думать. Не думаешь – сразу все ломается.
– Скажи, пожалуйста, какой ты себя показываешь миру?
— Стараюсь показывать, что я не беспомощная – это самое главное. И что со мной можно разговаривать наравне, меня не надо бояться, я всегда открыта к разговору.
— Я вижу, что ты настоящий борец за справедливость. Это про тебя?
– Однозначно! И мне частенько за это прилетает, но главное, чтобы это приносило свои плоды.
— Есть ли какой-то волнующий тебя вопрос на данном этапе?
— Что со мной будет? Это прям сложный вопрос. Ответ на него никто не знает. Как любят говорить: «Не поступишь, будешь дворником или маляром». У меня даже такого варианта нет. И при этом я – не гений. Мне хорошо даются гуманитарные науки, что значительно сужает перечень профессий. Но я планирую идти на очное обучение. Это способ съехать от родителей и сепарироваться от них, пожить отдельно. В моей ситуации всё очень неоднозначно, поэтому надо стараться в десять раз больше.
А безбарьерная среда приносит трудности?
— Не только это, хотя с «безбарьеркой», конечно, тоже есть вопросы, потому что это постоянные лестницы, гололед и снег, который не везде убирают.
— Что тебе доставляет удовольствие, в чём себя развиваешь?
– Однозначно рисование. Я всё ещё учусь и продолжаю развивать себя в этом направлении. Это не талант, но предпосылки у меня были, у меня биологический отец хорошо рисует. Я поставила цель — хорошо научиться рисовать. Сначала пришла на рисование в Дом творчества. Мне там очень не понравилось, прогресса я не увидела. И я сказала себе: раз так, то надо идти дальше. Решила, что буду поступать в художественную школу. Я пришла поздновато, летом, почти под конец. Мы с мамой пошли к директору, он сказал: «Вы можете попытаться сдать вступительный экзамен, но не расстраивайтесь, если вы не пройдете, мы вас в подготовительный класс запишем, вы там поучитесь». Я такая: «хорошо!». Сидела кубики, яблочки, вазочки рисовала перед экзаменом, а потом пошла и сдала экзамен. Я была одной из лучших. По рисунку там буквально человека 3 получили девятки.

Полина училась в классе со здоровыми ребятами и пять лет совершенствовала свой навык рисования. Год назад девушка сдала свою дипломную работу. Это время в художественной школе, как говорит сама художница, она запомнит на всю жизнь.

— Люди с пятью пальцами рисуют, и ты одним пальцем делаешь вот это?
– Одним с половиной, – улыбается Полина.
— О чем ты мечтаешь?
– Не знаю. Найти хорошую работу, путешествовать, общаться с людьми…
Полина показалась нам очень справедливой, она не боится высказать свое мнение, доказывая его до последнего. Это человек, который хочет внести свою лепту в изменение мира.
— Я не воспринимаю улучшение мира как мечту, я воспринимаю это как цель, то, к чему я иду, и то зачем я это делаю. Я могу это все не делать. Могу спокойно сидеть на шее у родителей, зная, что они будут меня содержать. Но при этом мне этого не хочется, потому что понимаю: никакой пользы ни мне, ни обществу это не принесет.
Photograph: @s.franz_photo
Наши цели

Содействие в социализации, адаптации, интеграции семей, имеющих детей с инвалидностью, в общество

Оказание социальной, психологической, педагогической, юридической, бытовой, информационной и иной необходимой помощи семьям

Создание благоприятных условий для развития личности и творческого потенциала

Формирование у людей с повышенными потребностям и их семей навыков самопомощи и взаимопомощи

Сокращение барьера между обществом и людьми с инвалидностью
Снижать социальную изоляцию и озвучивать истинные потребности людей с инвалидностью
Сделать пожертвование
Благодаря вашей финансовой поддержке мы можем разрабатывать и реализовывать больше проектов, делать их масштабнее и помогать большему количеству людей повышать качество жизни несмотря на неизлечимые заболевания
Made on
Tilda